Вся история подводного флота — это битва за возможность остаться необнаруженным. В ракетно-ядерную эпоху боевой потенциал как самих лодок, так и противолодочных сил многократно вырос по сравнению с периодом двух мировых войн. В этих условиях битва за тишину стала особенно сложной и захватывающей.
Новая система ВМФ США позволяет охватить огромные пространства океана сплошной сетью, вырваться из которой весьма затруднительно. Ведь даже самый тихий в мире «Сивулф» она уверенно обнаруживает на расстоянии 30—35 км. Неудивительно, что самые малошумные из наших лодок она «поймала» за 200 км. И это не единственное, чем располагают сегодня США в битве за тишину, в которой они вернули себе положение на начало 50-х — безоговорочного превосходства над всеми.
Говорить про скрытность первых советских АПЛ было просто бессмысленно. Американцы дали им унизительное прозвище «ревущие коровы». Погоня советских инженеров за другими характеристиками лодок (скоростью, глубиной погружения, мощностью вооружения) ситуацию не спасала. Самолёт, вертолёт или торпеда всё равно оказывались быстрей. А лодка, будучи обнаруженной, превращалась в «дичь», не успев стать «охотником».
Задача обесшумливания российских подлодок в начале 1980-х решаться начала. Главным средством снижения шумности отечественных лодок стали многослойные резиновые покрытия их корпусов. Как было сказано выше, такие покрытия решали троякую задачу — снижения трения о воду, поглощения шума, идущего изнутри подлодки от её механизмов, поглощения звуковых волн от гидролокаторов противника. Эти меры позволили снизить шумность АПЛ проекта 671 примерно в 5 раз по сравнению с первыми советскими атомоходами («ревущими коровами»). Правда, они всё равно оставались в 3—4 раза шумнее американских АПЛ типа «Лос-Анджелес».А потом случилась перестройка. После чего Россия выпала из битвы за тишину. В середине 1990-х в США ещё по инерции волновались, насколько тихой будет новейшая российская АПЛ типа «Северодвинск» (проект 885). Но потом перестали волноваться, ибо эта лодка, заложенная в конце 1993 года, и сегодня ещё даже не спущена на воду.
Целью американского военно-политического руководства является превращение ВС США в единый гигантский разведывательно-ударный комплекс, где все связаны со всеми линиями передачи информации и находятся в едином информационном пространстве. Это позволяет постоянно отслеживать оперативную обстановку на ТВД, на основе её изменений немедленно принимать решения и доводить их до исполнителей. Противник должен уничтожаться сразу после обнаружения с помощью тех сил и средств, которые в данный момент могут сделать это с наибольшей скоростью и эффективностью.
На сегодняшний день морская составляющая российских СЯС включает 12 РПК СН — по 6 пр. 667БДР и 667БДРМ. Каждая из этих лодок несет по 16 БРПЛ. Первые — БРПЛ Р-29Р (по 3 БЧ на каждой), вторые — БРПЛ Р-29РМ (по 4 БЧ). При этом РПК СН пр. 667БДР выводятся из состава ВМФ в связи с исчерпанием ресурса как лодок, так и БРПЛ.
Решение о разработке «Булавы» было, по-видимому, принципиально ошибочным. Возможно, оно означает, что российские стратегические ядерные силы в обозримом будущем лишатся морской составляющей.
.